Согласовано
Начальник отдела по
образованию
Верхнемамонского
муниципального района
Ковалев
В.Н._______________________ |
Программа утверждена
попечительским и педагогическим Советом
13 января 2005 г.
Председатель попечительского Совета
Анпилогова Н.П. _________________
Председатель педагогического Совета
Дудкин
В.И.___________________ |
Программа развития
муниципального образовательного учреждения
лицей с. Верхний Мамон
на период 2005-2011 гг.
РАЗДЕЛ
I
Информация об образовательном
учреждении
1.
Краткая справка об истории образовательного
учреждения
Старейшее учебное заведение
в Верхнемамонском районе. В 1851 г. в Верхнем Мамоне было
открыто сельское приходское училище Министерства
государственных имуществ. Оно находилось в наемном
помещении; в нем обучались 28 мальчиков и 2 девочки.
Наставник - священник Семион Васильевич Козловский; стаж -
полгода. Вплоть до 1880 г. оно было единственным училищем в
селе. В то время в нем обучались 138 мальчиков и 14 девочек.
Учили детей священник Н. Федоров и учитель Ф. Н. Илларионов.
Последний работал в школе до конца 20-х гг.
В 1903 г. в центре
села на средства земства было построено четырехклассное
здание училище.
В 1929 г. в Верхнем
Мамоне открылась школа крестьянской молодежи (ШКМ) с
семилетним образованием (Л. П. Гусаков). В школу поступили
40 юношей и девушек из Верхнего Мамона и других сел р-на.
Школа не имела своего здания, занятия были организованы во
вторую смену в новом здании начальной лицея № 5 на Вязоватке.
Для учеников из других сел р-на был организован интернат на
80 мест.
Здание для ШКМ было
заложено в 1930 г., к зиме 1932 г. строительство было
завершено, а в 1936 г. надстроен второй этаж.
В 1935 г. четвертый
выпуск ШКМ переводится в 8-й класс. Этим было положено
начало существования Верхнемамонской СШ. В 1937 г. состоялся
первый выпуск средней лицея.
Начиная с 1923 г. учителя лицея
принимали участие в ликвидации неграмотности на селе.
Решением Верхнемамонского райисполкома от 24 октября 1946 г.
на базе Верхнемамонской СШ создана вечерняя школа для
работающей молодежи (ШРМ). В том же году открылась школа
сельской молодежи с 1-го по 7-й кл. (ШСМ).
В 1964 г. ШСМ была
преобразована в вечернюю очно-заочную школу - консультпункт.
Реорганизован в 1989 г.
В 1964 г. в школе
открыт интернат (работал до 1984 г.). С 1968 г. школа имела
статус «Школа с продленным днем».
В 1976 г. построено
новое школьное здание на 624 ученических места с интернатом
на 120 мест.
В 1990 г. Верхнемамонская СШ преобразована в новый тип
учебного заведения - школа-колледж с тремя профилями:
общеобразовательный, гуманитарный, фермерский. В 1993 г.
началось активное сотрудничество на договорной основе с ВГУ
и Павловским сельхозтехникумом. В школе-колледже
организована довузовская подготовка учащихся, в 1994 г.
начала работать трехгодичная математическая группа ВГУ с
12-летним сроком обучения.
С 1997 г.
школа-колледж включена в структуру ВГУ, а с 1 сентября 1999
г. на ее базе открыт филиал университета.
В период с 1993 по
2006 г. по результатам совмещенных экзаменов на различные
факультеты ВГУ поступили 363 выпускника образовательного
учреждения. На фермерское отделение Павловского СХТ - 92
выпускника.
С 1 сентября 2003 г.
школа-колледж реорганизована в МОУ лицей с. Верхний Мамон.
За период с 1880 по
2006 г. в школе работали 358 учителей. Семерым учителям
присвоено почетное звание «Заслуженный учитель РСФСР и РФ»:
Лукъянчиковой А. П. (1960 г.), Булавину М. Ф. (1961 г.),
Дунаевой Н. М. (1963 г.), Батищевой Т. В. (1977 г.),
Дудкину В. И. (2002 г.), Шеншиной Р. П. (2002 г.),
Анпилоговой Р. Ф. (2003 г.). 12 учителей имели звание
«Учитель-методист», 34 учителя награждены министерским
значком «Отличник народного просвещения РСФСР».
Учитель Р. В. Цыбин
награжден орд. Трудового Красного Знамени и «Знак Почета»,
учителя А.П. Лукьянчикова и Н. В. Абакумова - орд. «Знак
Почета», учителя Е. Б. Зеленина, М. П. Кутепова - мед. «За
трудовую доблесть». По итогам аттестации в период с 1992 по
2000 г. 14 учителям присвоена высшая категория, 32 -первая.
За период с 1937 по
2006 г. школу закончили 5465 уч-ся, в т.ч. вечернюю – 415.
22 выпускника награждены
золотой медалью, 151 - серебряной. Среди воспитанников лицея
Герои Советского Союза И. И. Харланов и Т. П. Авдеев, Герой
Социалистического Труда М. К. Воронцева, орденом Ленина
награждены Н. Б. Быковских, З. А. Зеленина, П. Я.
Золотарева, Е. И. Лесникова, Р. А. Тюленев. Почетное звание
«Заслуженный» присвоено 11 выпускникам, ученую степень
доктора наук имеют 6, кандидата наук - 28.
Школа четырежды
представлялась на ВДНХ и награждалась бронзовыми медалями
(1956, 1999, 2000, 2001гг.). Комсомольская и пионерская
организации неоднократно награждались Почетными грамотами ЦК
ВЛКСМ.
Директора лицея: Л. П.
Гусаков (1929-1935), Я. М. Камышов (1935-1941), А. Ф. Мукина
(1941-1943), А. П. Лукьянчикова (1943-1945), М. А. Черных
(1946 г.), Д. М. Дураков (1946-1947, 1971-1974), Д. М.
Башкатова (1947-1950), Г. В. Попов (1950-1962), М. Ф.
Булавин (1962-1963), Д. И. Жилякова (1963-1970), Д. Ф.
Шеншин (1974-1983), В. И. Дудкин с 1983 г.
2.
Информация о лицее
Лицей включает следующие
ступени обучения:
I
ступень: (начальная школа), срок обучения 4 гола;
II
ступень: 5-9 общеобразовательные и 5-9 лицейские классы
(включают предпрофильную подготовку);
III
ступень: 10-11 общеобразовательные и 10-11 лицейские
(профильные) классы.
Сведения об
обучающихся
|
Первая ступень |
Вторая ступень |
Третья ступень |
Всего по школе |
Общее количество
обучающихся |
238 |
371 |
179 |
788 |
Общее количество
классов-комплектов |
11 |
14 |
8 |
33 |
Средняя
наполняемость классов |
22 |
26 |
22 |
24 |
Количество групп
продленного дня |
10 |
- |
- |
10 |
Средняя
наполняемость групп продленного дня |
25 |
- |
- |
25 |
Организация
функционирования лицея
В лицее шестидневная учебная неделя, за исключением
1-х классов (пятидневная учебная неделя в соответствии с
нормами СанПин. Продолжительность уроков в первых
классах - 35 минут, во 2-11 классах по 45 мин.
Продолжительность перемен между уроками: минимальная –
10 минут, максимальная – 20 минут.
Лицей работает в одну смену.
Перечень программ профильного обучения
В среднем и
старшем звене классы сформированы по следующим профилям
-
общеобразовательный
-
гуманитарный
-
физико – математический
-
химико – биологический
-
экономико – математический
-
агротехнологический
Ученики,
обучающие в классах с сельскохозяйственным направлением
получают специальность «Тракторист- машинист и водитель
категории А,В,С».
На базе филиала ВГУ, совместно с лицеем, реализуется среднее
профессиональное образование по специальностям «Финансы» и
«Программное обеспечение автоматизированных систем и
вычислительной техники»
Учебное хозяйство лицея
Учебное хозяйство лицея имеет 183 га земли, 28
единиц сельскохозяйственной техники. Земля
предоставлена для организации учебного процесса и ведения
подсобного хозяйства. Учхоз укомплектован кадрами, на полях
возделываются зерновые и технические культуры: озимая
пшеница, подсолнечник, овощи.
Учащиеся сельскохозяйственного
профиля осуществляют все работы от подготовки почвы до
уборки урожая. Работа ведется под руководством мастеров
производственного обучения и совета ученической
производственной бригады.
Ученическая
производственная бригада является структурным подразделением
учебного хозяйства лицея. В ней работают учащиеся 7- 11
классов. Звенья: полеводы, овощеводы, механизаторы,
цветоводы и ремонтное звено. На полях освоен 6 – польный
севооборот. Возделываются зерновые и технические культуры:
озимая пшеница, ячмень, подсолнечник, сахарная свекла и
овощи.
Сведения о квалификации
работающих специалистов
Всего учителей и
воспитателей – 86
Имеют образование:
-
Высшее 76
- среднее
специальное 10
Имеют квалификационные
категории:
-
Высшую 25
-
Первую 42
-
Вторую
13
РАЗДЕЛ
II
ПАСПОРТ
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЛИЦЕЙ
С. ВЕРХНИЙ МАМОН
Законодательная база
для разработки программы
развития лицея
-
Конвенция о правах ребенка.
-
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка.
-
Закон РФ «Об образовании»
-
Закон РФ «Об утверждении Федеральной программы развития
образования»
-
Закон Воронежской области «Об образовании»
от 15.12.2000
Цель программы
-определение
общей стратегии
развития образования в лицее;
-
определение роли и места лицея в образовательной
сфере района;
-
приведение
системы образования в лицее состояние, адекватное
потребностям социума и отдельной личности;
-
создание воспитательно-образовательной среды,
способствующей духовному, нравственному, физическому
развитию и социализации ребенка.
Основные
задачи программы:
-
формирование духовно-нравственной личности,
содействие повышению роли семьи в воспитании детей;
-
развитие системы защиты здоровья учащихся лицея,
формирование культуры здорового образа жизни;
-
расширение школьной сети вариативного образования;
-
укрепление кадрового потенциала системы
образования лицея, развитие содержания и методов
образования;
-
разработка и внедрение нового содержания в образование
лицея;
-
утверждение нормативно-правовых документов, обеспечивающих
деятельность программы развития лицея;
-
совершенствование системы управления лицем;
-
развитие органов ученического самоуправления.
Сроки реализации программы:
1
этап - 2005-2006 уч. год
2
этап - 2006 – 2008 уч. год
3
этап – 2008 – 2011 уч. год
Финансовое обеспечение программы
Выполнение программы обеспечивается за счет
различных источников финансирования:
местный бюджет и дополнительные
привлеченные средства (доходы от учебного хозяйства,
спонсорские средства).
Принципы реализации программы
Реализация программы строится на
следующих принципах:
-
программно-целевого подхода, который предполагает
единую систему планирования и своевременное внесение
корректив в планы;
-
преемственности данной программы развития и программы
развития образовательного учреждения, реализованной до 2005
года;
-
информационной компетенции участников
образовательного процесса о происходящем в лицее;
-
вариативности, которой предполагает осуществление
различных вариантов действий по реализации задач развития
лицея;
-
включения в решение задач программы развития всех
субъектов образовательного пространства.
Управление программой
Для управления реализацией
программы развития создается научно-методический совет
лицея.
Ожидаемые конечные результаты
Качественные показатели.
Реализация
программы развития позволит заложить основы достижения
заданного качества образования;
§
обновления содержания и технологий обучения с учетом
современных требований к ним;
§
формирования многоуровневого образования в системе
непрерывного образования при сохранении его качественной
определенности и практической направленности;
§
обеспечения преемственности и непрерывности образования
на всех
уровнях образования на основе альтернативных образовательных
программ и современных тенденций развития
учебно-воспитательного
процесса;
§
дифференциации и индивидуализации обучения
учебно-воспитательного процесса;
§
развития воспитательного потенциала образовательного
учреждения, профессионального самоопределения
и творческой самоактуализации личности;
§
повышения
конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников на рынке труда;
§
максимального
учета интересов и желаний учащихся и их родителей в
выборе содержания и технологии учебно-воспитательной
работы;
§
создания условий для творческой самореализации учителя.
Количественные показатели.
Каждый педагог
пройдет профессиональную переподготовку и повышение
квалификации.
РАЗДЕЛ
III
ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЦЕЯ
С учетом
тенденции резкого снижения численности населения выдвигается
проблема создания и сохранения здорового общества. Это
повышает ответственность системы образования не только за
духовное, но и за физическое развитие нового поколения,
укрепление здоровья обучающихся, приобщение их к ценностям
здорового образа жизни. Состояние здоровья детей, подростков
и молодежи вызывает обоснованную тревогу не только у
работников системы образования, но и у всего общества в
целом.
В связи
с этим, такое направление работы как охрана здоровья и
внедрение здоровьесберегающих. технологий обучения
становится важнейшим для лицея и всех участников
учебно-воспитательного процесса.
Совершенствование учебно-воспитательного процесса:
-
корректировка
федерального базисного учебного плана (рациональное
сочетание федерального и
регионально-национального компонентов содержания
образования, соответствие допустимого объема недельной
нагрузки возможностям обучающихся,
психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим
требованиям и условиям образования в учебных заведениях
различных типов и видов, возможность широкой реализации
вариативных образовательных программ);
-
изменение учебных планов
педагогов и создание образовательных программ в
соответствии с государственными образовательными
стандартами на всех ступенях и уровнях обучения общего и
профессионального образования;
-
создание системы
контроля за качеством образования, дифференцированной по
ступеням и уровням образования;
-
реализация комплексной
медико-социальной и психолого-педагогической программы
выявления, коррекции, поддержки и реабилитации
обучающихся из числа представителей различных групп
риска.
Работа с семьей.
При работе с
родителями используются традиционные формы работы:
общешкольные родительские собрания по параллелям с
приглашением специалистов: наркологов, по профориентации.
В лицее сложилась определенная
система воспитательной работы. Реализуются поставленные цели
по направлениям воспитательной работы с учетом возраста
учащихся.
Ученическое самоуправление.
Современное
общество требует, чтобы молодые люди вмели активную
жизненную позицию, умели отстаивать ее, а, если необходимо
приходить к компромиссам, были активными, инициативными,
самостоятельными.
Развитие самоуправления
является актуальной социально-педагогической задачей.
«Самоуправление - непременный
признак коллектива. Чем совершеннее самоуправление, тем
совершеннее коллектив» (В. А. Караковский). Только
ученическое самоуправление может дать ученику
самостоятельное правильное поведение, сформировать
негативное отношение к таким отрицательным явлениям, как
безнравственность, безответственность, неправильный образ
жизни.
Участие детей в
управлении делами лицея рассматривается, прежде всего, как
способ обучения демократии, подготовки их к жизни в
демократическом обществе.
Ученическое самоуправление лицеем осуществляют следующие
структурные подразделения:
1. СОВЕТ ЛИЦЕЯ,
в состав которого входят педагоги, учащиеся, родители.
2. СОБРАНИЕ УЧАЩИХСЯ:
Рассматривает основные
направления деятельности коллектива учащихся.
Высшим органом
ученического самоуправления лицея в период между собраниями
является Ученический совет, избираемый ученическим
собранием. Ученический совет собирается по мере
необходимости, но не реже одного раза в полугодие.
3.УЧЕНИЧЕСКИЙ СОВЕТ ЛИЦЕЯ:
Участвует в
планировании, организации и координировании внеурочной
работы учащихся.
Высшим органом
самоуправления класса является классное ученическое
собрание, проводимое по мере необходимости, но не реже
одного раза в месяц.
4.
СОВЕТ СТАРШЕКЛАССНИКОВ.
В состав «Совета
Старшеклассников» входят учащиеся 8-11 классов и работники
лицея, имеющие интерес и склонность к организации
общешкольных дел, стремление к созданию условий в лицее для
развития способностей каждого учащегося с 1-го по 11-й
класс.
Необходимо сосредоточение воспитания обучающихся на
формировании социально значимых ценностей и образцов
ответственного гражданского поведения; усиление роли
искусства в содержании образования и эстетического
воспитания обучающихся, в том числе посредством организации
внеучебной воспитательной
работы, кружков, клубов
и студий.
Настоящий этап развития
образования характеризуется существенным обновлением содержания
и методик обучения, стандартизацией образования и формированием
рынка его услуг, попытками задействовать научный потенциал и
передовой педагогический опыт.
Качественно более высокого уровня
обучения и воспитания можно достичь не только путем
усовершенствования сложившихся структур образования, но и за
счет изменения подходов к развитию содержания и технологии
образования, построения его личностно ориентированной модели.
Созданные по этому принципу учебные программы будут
способствовать межпредметной и наддисциплинарной интеграции, что
сделает их основой дифференцированного и индивидуализированного
обучения. Для современной лицея становится актуальной задача
дальнейшего совершенствования дидактико-воспитательной системы,
которая позволяет каждому учащемуся определить и выбрать свое
направление обучения и развития.